суббота, 24 февраля 2018 г.

Прокрастинация VS тайм-менеджмент. Обретаем сверхспособности.




 
Не откладывай на завтра то, что можно сделать…послезавтра! Или не делать вообще!
Прокрастинация определяется как склонность человека к постоянному откладываю важных и даже срочных дел, несмотря на то, что это может привести к неприятным последствиям. Всегда можно найти отговорку: «Я успею, ещё много времени», «Лучше это сделать потом, я пока не готов/не хочу/нет сил», «В режиме цейтнота лучше работается», или же «Может это как-то само решится, без моего участия, авось пронесёт…».

Зачатки данного явления идут зачастую из детства, когда родители постоянно говорят, что делать – учи уроки, помой посуду, приберись в комнате, дух противоречия мешает сразу взяться за дело, хочется показать свою самостоятельность – я ведь и сам знаю что и как лучше. Подготовка к контрольной – накануне, к экзамену – вся ночь впереди, далее – сдача проекта на работе – в последний момент, выбор подарка на День рождения другу – забегу в магазин по пути и так далее. Но дела сами себя не делают и жить приходится под постоянным давлением, опоздания и стресс становятся нормой. «Мне некогда, времени совсем нет» - говорим мы, или настроение не то сейчас, обстоятельства неудобные. 

Минуточку, времени у всех в сутках 24 часа, так почему же кто-то и с обязанностями справляется играючи, и отдыхать успевает, с друзьями встречается, на хобби время оставляет, а другие едва-едва разгребают завалы по всем жизненным фронтам? Какими сверхспособностями обладают организованные, целеустремлённые и успешные люди, которые всё успевают? Возможно, они  супергерои? Давайте разберёмся, как же все успевать, как перестать откладывать на потом и начать действовать?


Люди, достигающие высот, в совершенстве владеют навыками управления временем.


Да у меня нет времени, мне нечем управлять! И некогда.

Нет времени? Как это нет? Время - это абстракция, есть моя жизнь, есть мгновения, дни и годы, которые я по своему усмотрению заполняю тем, что в итоге называется моей жизнью. Я жив? - Да. Значит время есть. Просто трачу я его на что-то другое.


Римский философ-стоик Сенека в "Нравственных письмах к Луцилию" писал:

"Все у нас чужое, одно лишь время наше. Только время, ускользающее и текучее, дала нам во владенье природа, но и его кто хочет, тот и отнимает".

Мудрец призывает "отвоевать себя для себя самого", беречь время, которое проходит зря:

"Часть времени у нас отбирают силой, часть похищают, часть утекает впустую. Но позорнее всех потеря по нашей собственной небрежности". 

Причинами прокрастинации могут быть неуверенность, что именно сейчас у меня получится, желание сделать всё идеально (а ведь я пока не готов), страх неудачи (вдруг совершу ошибку, или сделаю недостаточно хорошо), стремление действовать вопреки (сам знаю, что надо, но кто посмеет меня заставить), сомнения в ценности (может оно и не стоит затраченных усилий), в конце концов, банальный недостаток мотивации.


Откладывание на потом порождает чувство вины и неудовлетворённости собой от того, что я знаю, что должен делать, но не делаю этого. Появляется ещё большая неуверенность в своих силах, кажется, что вот ещё немного, и приступлю к действию. Но потом - это слишком поздно, и часто оно превращается в никогда.
   
Есть такая шутка: "Первая заповедь перфекциониста-прокрастинатора: лучше сделать хорошо, но никогда, чем кое-как и сегодня". Известно, что на смертном одре люди сожалеют о том, чего не сделали, не успели, не решились.

Каков же выход, как побороть в себе эту пагубную привычку откладывать на потом?


1. Планирование – основа всего.

Да-да, как бы банально это ни звучало!

Планировать заранее как большие дела, так и мелкие делишки, как долгосрочные, так и краткосрочные. Можно завести ежедневник или использовать мобильное приложение, подойдёт даже любой текстовый редактор. Записать всё, что нужно сделать сегодня, завтра, на ближайшей неделе, в этом месяце, в течение года, в жизни вообще. Важно не забывать периодически обращаться к списку дел, редактировать, вносить изменения, отмечать выполненные.

Когда мы всё держим в голове, мозг как компьютер с кучей открытых приложений начинает «подвисать», кажется, что дел невпроворот, а времени так мало! Поэтому сложные задачи хочется отложить, заняться чем-то попроще, что вроде бы тоже важно, но не требует больших усилий, отсюда и прокрастинация. Мозг «закипает», пытаясь обрабатывать все «надо» и «должен», но так как результата нет, возникает ощущение опустошённости и недовольства собой. 

А если перед глазами есть перечень дел, проще распределять время, можно всё «разложить по полочкам» и расставить приоритеты.

2. Расстановка приоритетов.


За что браться прямо сейчас, что действительно подождёт, что можно перепоручить другим, а что можно и вовсе не делать? Здесь стоит обратиться к матрице Эйзенхауэра.


В первом квадрате срочные и важные дела - это то, что сделать нужно безотлагательно. Это форс-мажоры, неотложные проблемы, проекты с горящими сроками.
Во втором квадрате - не срочные, но важные – это планирование и разработка проектов, поддержание здоровья, отношений, налаживание связей, развитие и самосовершенствование, своевременная профилактика своего организма, рабочего оборудования и тому подобное.
В третьем квадрате – то, что срочно, но не важно. Чаще всего это дела, в которых лично человек может быть и не заинтересован: разговоры не по делу, телефонные звонки, сообщения, маловажные встречи. Но всё же это нужно сделать просто потому что нужно.
В четвёртом квадрате - не срочные и не важные дела – то, что отвлекает и отнимает время - хронофаги – это могут быть действия (игры, сериалы, интернет-сёрфинг, чтение новостной ленты, социальные сети и тому подобное), события (очереди, пробки, ожидание опаздывающих) и даже люди, которые пустыми разговорами убивают время и отнимают его у других.

В идеале наша деятельность должна быть сосредоточена на важном, но пока не срочном (квадрат 2), то есть предупреждении проблем, а не их срочном решении (квадрат 1). Конечно, всего предусмотреть невозможно, но надо хотя бы стараться. Тогда будет меньше авралов, форс-мажоров, и, как следствие, стрессов.


Для сокращения количества срочных, но не важных дел есть как минимум два пути: во-первых, научиться говорить НЕТ – очень важное слово из трёх букв. Вежливо, но твёрдо. Ведь порой мы соглашаемся выполнять чьи-то просьбы, хотя и не обязаны, просто потому, что неудобно отказать (для просящего это и важно и срочно – квадрат 1).
Четкая формулировка важного лично для Вас – квадрат 2 (непосредственные рабочие обязанности, личностный рост, круг самых близких людей) поможет отметать всё лишнее. Здоровый эгоизм помогает экономить время, физические и эмоциональные силы.
Во-вторых, делегирование – перепоручение дел. Сосредоточьтесь на крупых рыбах, а мелких предоставьте другим. Если задача не представляет для Вас ощутимой ценности, значит её может решить кто-то ещё. Не позволяйте рутине поглотить Вас, главное внимание – главным вещам.

3. Устанавливайте лимит.


Теперь, когда есть план действий и расставлены приоритеты, надо хотя бы примерно очертить временной отрезок, на протяжении которого будете решать каждую задачу. Известно, что работа занимает столько времени, сколько на неё отведено. Если я говорю, что в выходной буду заниматься автомобилем/уборкой в доме/шопингом, то и получится, что весь день у меня на это ушёл.

Представьте мысленный сценарий того, как всё будет происходить, прибавьте полчаса, час, ну или от силы два, если вдруг что-то пойдёт не так и окажется, что выполнить Вы можете гораздо больше, чем привыкли думать.


Дисциплина – неприятное для многих слово, не хочется загонять себя в рамки, хочется свободы. Но выходит, что на эту самую свободу времени как раз и не остаётся. Я думаю о том, что должен сделать, делаю это, отвлекаюсь, снова думаю о необходимости это делать, энергия уходит, а продвигаюсь медленно, или вообще топчусь на месте.


Если я сам себя не дисциплинирую, то живу под внешним давлением и испытываю неудовлетворённость и раздражение. Приятнее осознавать, что я сам собой управляю, а не кто-то навязывает мне свою волю извне, будь то начальник, моё окружение или внешние обстоятельства.


Здесь также важно отметить, что если какое-либо дело занимает (по предварительным подсчётам) менее 5 минут, то лучше сделать его немедленно. Если не уложились ни в 5, ни в 10, ни в 15 минут, переносим на конкретное время, но не просто на потом.


4. Устранение хронофагов.


Это очень важный момент, поэтому его следует вынести отдельным пунктом. Он непосредственно связан и с планированием, и с расстановкой приоритетов.

Не нужно делать того, что не запланировано. Если в повестке дня не значится получасовой разговор за чаем с коллегой, которой очень хочется поделиться с Вами своими семейными проблемами, то лучше вежливо сообщить, что после работы Вы с радостью её выслушаете. Обычно своё свободное время хронофаги не готовы на это тратить.


От компьютерных игр отказаться сложно, они затягивают, время проходит незаметно, а оторваться невозможно. И создаётся иллюзия, что расслабляешься, отдыхаешь, отвлекаешься от повседневной рутины – а мозг-то работает, пальцы жмут на кнопки, а если что-то не получается – нервное напряжение! Так что в действительности игры ничего не дают. Конечно, если не зарабатываешь с их помощью деньги:) Скорее всего деньги потратишь или упустишь потенциальную возможность их заработать, а заработаешь геморрой в прямом смысле, возможно, сколиоз, очки с бОльшим числом диоптрий, прозвище «геймер» (или ещё обиднее). Через 10-20 лет в графе «Ваши достижения» напишу «Прошёл игру такую-то». Нет уж. Delete.

«Зависание» в интернете вообще и в соцсетях в частности может отъедать массу времени. Да, там много интересной информации, но имеет ли она ценность для меня в данный момент? Вот прямо сейчас жизнь остановится, если я не прочитаю новости, не посмотрю фотки, не оставлю комментарий? Если информация не связана с тем, чем я сейчас занимаюсь, над чем работаю, то она подождёт.

Если Вы жизни своей не представляете без сериалов или ТВ, то ставьте себе лимит по времени и только когда всё запланированное выполнено, так сказать, в награду за упорный труд. Или возьмите за правило во время просмотра делать ещё что-то, не требующее интеллектуальных усилий, ведь не обязательно лежать на диване и постоянно пристально следить за происходящим на экране. Можно крутить педали велотренажёра, заниматься с гантелями, сделать зарядку (приседания, отжимания, растяжка). А  для женщин вообще большой простор:  вязание, вышивание, бисероплетение, погладить бельё, что-то зашить, протереть пыль, навести локальный порядок на полке в шкафу, сделать маникюр.


Есть ещё хронофаги, снизить прожорливость которых можно довольно легко и с пользой. Пробки, очереди и другие вынужденные ожидания можно скрасить, к примеру, прослушиванием аудиокниг различной направленности: художественных, обучающих (иностранные языки, тренинги), даже деловую литературу можно найти в аудио формате.  И приятно, и полезно, и время проходит не зря.


5. Всему своё время. Нет многозадачности!


Может показаться, что этот пункт противоречит вышесказанному, но вернёмся к матрице Эйзенхауэра. Совмещать лучше дела, относящиеся к 3 и 4 квадратам, то есть неважные, те, от которых не получается уйти. Кстати, если вы в пробке слушаете аудиокурс английского, то совмещается квадрат 4 (хронофаги) и 2 (саморазвитие). Но когда внимание направлено на решение проблем из 1 и 2 квадратов, то лучше не распаляться и сфокусироваться только на них.

  
Конечно, исключения бывают, но чаще всего только кажется, что если делать несколько дел одновременно, то управишься быстрее. Многозадачность требует от Вас большей концентрации, а значит и энергозатраты выше, плюс возникает лишняя суета. В итоге получится, что времени уйдёт столько же, сколько и на последовательное выполнение, а возможно и больше. Да ещё нервотрепка. Так что лучше браться за дело, доводить до конца и приступать к следующему.

6. Делу - время, а потехе - час.


Но этот час именно отдыхаем! Осознанно, с наслаждением, даже думать о работе и предстоящих делах нельзя! Это может быть пятиминутный, или получасовой перерыв, день, или полноценный отпуск, но его следует заранее спланировать. Сделал дело – гуляй смело! За выполненную работу нужно себя награждать качественным отдыхом. Очень вредно гнать себя целый день в режиме нон-стоп. Это приводит к выгоранию, переутомлению и снижению эффективности. А если перерывы в работе запланированы, то это может даже мотивировать к скорейшему завершению дел.

Придумайте дополнительный стимул-награду, который ждёт вас после осуществления задуманного. Это мысль, которая будет подогревать желание как можно скорее и качественнее  выполнить что-то. Например, вот сдам я на работе этот проект/подготовлю и проведу презентацию/закончу статью и пойду с друзьями в боулинг; каждое утро на протяжении месяца буду ходить на пробежку, тогда куплю новые кроссовки; вызову наконец мастера по ремонту холодильников и выпью чаю с самой любимой своей конфетой! Награда должна быть соразмерна масштабу выполненного дела (когда доделаю ремонт, съем яблоко - мелковато, а помою посуду и отправлюсь в тур по Европе - явный перебор.

Ещё вышеупомянутый философ Сенека отметил, что мало кто действительно ценит время по достоинству, знает, чего стоит день и понимает, что умирает с каждым часом.

"В том-то и беда наша, что смерть мы видим впереди; а большая часть ее у нас за плечами, - ведь сколько лет жизни минуло, все принадлежат смерти".


А потому нельзя терять ни дня, ни часа, ни минуты! Кто держит в руках день сегодняшний, тот меньше зависит от завтрашнего. А пока откладываешь, жизнь проходит. И моложе, чем сейчас, мы уже не будем! Время - невосполнимый ресурс, а значит позволять ему утекать впустую - преступление перед собой.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

В каком жанре Вы живете? О силе мысли и судьбе.

Представьте, что по мотивам Вашей биографии будет снят фильм или написана книга. Что это за произведение: комедия, драма, триллер, нудный...